Порядок изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости: как происходит пересмотр на деле?

Содержание
  1. Как меняется кадастровая стоимость недвижимости
  2. Что влияет на кадастровую стоимость
  3. Изменение кадастровой стоимости – кто, когда и как
  4.  Административный
  5. Судебный
  6. Как считается налог при изменении кадастровой стоимости
  7. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в 2017 году – порядок, оценка, физическим лицом
  8. Общие моменты
  9. Что нужно знать
  10. Назначение процедуры
  11. Нормативное регулирование
  12. Новости
  13. Можно ли и как изменить кадастровую стоимость недвижимости? Порядок обжалования и пересмотра цены на объект
  14. Как изменить кадастровую стоимость недвижимости?
  15. Какими законами регламентируется?
  16. Способы обжалования
  17. Куда обращаться?
  18. Сроки рассмотрения заявления
  19. В каких случаях могут отказать?
  20. Особенности и нюансы
  21. С 2018 года оспаривать кадастровую стоимость будут по-другому. придется немало потрудиться, если вы не довольны результатами кадастровой оценки
  22. Два главных изменения к 2020 году:
  23. Кто теперь будет оценивать стоимость?
  24. Кадастровая стоимость имущества физических лиц: особенности определения и перспективы пересмотра
  25. Публикации
  26. 1.2. Кадастровая стоимость и налоги: с какого момента можно применять новую (оспоренную) кадастровую стоимость для целей налогообложения в 2016 году?

Как меняется кадастровая стоимость недвижимости

Многие знают, что от кадастровой стоимости будет зависеть и налог на недвижимость, и арендные платежи.

 Правда, не все осведомлены, что такая стоимость – величина не статичная и может меняться в зависимости от характеристик недвижимого имущества.

Давайте разбираться, кто вправе внести изменения в госкадастр, на основании чего, и как бороться с произволом местных властей и оценщиков, устанавливающих завышенную стоимость объектов.

Фото с Flickr.com/brian nz

Начиная с 2006 года государство проводит повсеместную оценку и учет объектов недвижимости. За период с 2006 по 2010 гг. стоимость всех оцененных государством участков земли составила свыше 180 трл рублей. На текущий год оценено более 100 млн объектов капитального строительства.

Министерство финансов открыто заявляет, что местные бюджеты могут получить прибавку в 6 раз за счет исчисления налога с кадастровой стоимости. Судите сами – если раньше вы платили налог на «двушку» в размере 300 рублей, то по новым правилам он составит примерно 4 тыс. рублей.

Что влияет на кадастровую стоимость

При кадастровой оценке должно учитываться много показателей, как общих, так и индивидуальных. Проблема госоценки в том, что применяются не всегда адекватные методики, нивелируются важные показатели. Оценивая объект, необходимо учитывать:

  • местоположение;
  • размеры;
  • год постройки;
  • состояние объекта;
  • материалы строительства;
  • окружающую инфраструктуру;
  • целевое назначения;
  • возможность извлечения прибыли для коммерческих объектов;
  • неотделимые улучшения;
  • и другие показатели.

Некачественная оценка – это проблема не только оценщиков при госорганах, но и частных оценочных компаний.

Стоимость должна быть адекватна экономике в данном субъекте, отражать актуальное состояние рынка недвижимости в конкретном регионе.

Из-за указанных несовершенств и приходится добиваться изменения кадастровой стоимости.

Изменение кадастровой стоимости – кто, когда и как

Поменять стоимость могут как местные власти, так и собственник недвижимого имущества. Закон устанавливает, что очередная оценка должна проводиться не реже пятилетки.

А вот как часто, это можно делать? – по закону, сколько угодно. Сейчас местные власти сами могут инициировать оценку и переоценку объектов.

Какие характеристики объектов служат поводом для изменения кадастровой стоимости:

  • площадь объекта;
  • границы земельного участка;
  • категория земли;
  • вид разрешенного использования;
  • качественный характеристики (была «незавершенка» – ввели в эксплуатацию);
  • усовершенствование социальной и иной инфраструктуры (например – построили хорошую дорогу);
  • рыночные показатели.

Таким образом, местным властям даже не надо придумывать повод для переоценки – изменились рыночные показатели. В некоторых регионах каждый год меняется стоимость в сторону повышения, а потом налоговая увеличивает фискальную нагрузку.

Указанные основания служат поводом для изменения стоимости и самими собственниками. По общему правилу – собственник сам должен сообщать в Росреестр о новых характеристиках объекта, его удорожании или удешевлении.

Однако многие предприниматели активно скупают производственные цеха, переоборудуют их под офисы, а налог платят как за промышленные объекты.

Понятно, что сам коммерческий объект и земля под ним стоят дороже, чем завалившийся цех в промзоне.

Внимание: если органы установят указанные нарушения, то налог вам пересчитают за весь период, когда объект изменил свои характеристики.
 

Противоположная ситуация – госоценка не соответствует реальной стоимости и превышает ее в десятки раз. Решение – менять кадастровую стоимость самостоятельно.

Есть два пути изменения кадастровой стоимости.

 Административный

При Росреестре созданы специальные комиссии, которые вправе вынести решение об изменении стоимости по Вашему заявлению. Недостатки:

  1. Сделать это можно в течение 6 месяцев после внесения сведений в госкадастр.
  2. Не во всех регионах России такие комиссии созданы.
  3. В случае отказа все равно придется обращаться в суд.

Судебный

Судебное решение устанавливает новую стоимость на дату проведения госоценки. Соответственно по логике вещей – новый налог должен быть перерасчитан  с даты оценки.

Не все налоговики так думают, многие начинают исчислять новый налог, руководствуясь  датой вступления судебного акта в силу, то есть с начала налогового периода.

Проще – решение вступило в силу в сентябре, новая налоговая ставка будет применяться с января следующего года. Судебная практика по этому поводу разнообразна, бывает, что суды поддерживают бизнес, бывает, что государство.

Все зависит от конкретных обстоятельств дела. Правда, Минфин уже открыто заявлял, что из-за оспаривания кадастровой стоимости и ее уменьшения бюджет недополучает денежные средства.

Недостатки судебного решения проблемы:

  1. Существенные финансовые затраты (госпошлина, оплата услуг юриста и оценщика).
  2. Сроки (разбирательство длится от 3-х до 6 месяцев).

Как считается налог при изменении кадастровой стоимости

  1. Если стоимость изменилась в течение налогового периода, то налог следует исчислять с даты изменений, исходя из нового показателя. (Эта позиция высших судов, которую поддержал Минфин.

    Пока это касается – изменения категорий и видов разрешенного использования земельного участка).

  2. Если права на объект возникли до 15 числа месяца или прекратились после 15 числа месяца, то налог рассчитывается за полный месяц.

  3. Если стоимость установлена в текущем периоде, то новый налог будет применяться в следующем. Финансисты настаивают на том, что основания изменения фискальной нагрузки – внесения записи в госкадастр.

Подробнее о налогах можете прочитать в этой статье.

В целом позиции судов и налоговых органов в вопросах сроков и порядка исчисления налога в связи с изменившейся кадастровой стоимостью во многих моментах не сходятся.

Такая несогласованность дает бизнесу и физическим лицам право оспаривать решения налоговых органов и добиваться снижения фискальной нагрузки.

Таким образом, изменить кадастровую стоимость могут как местные власти, так и собственники. Советуем вам не ждать нового налога, а на сайте Росреестра проверить стоимость своей недвижимости, и если она окажется несоразмерна реальной, пытаться установить справедливость.

Источник: https://RegionalRealty.ru/library/kak-menyaetsya-kadastrovaya-stoimost/

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в 2017 году – порядок, оценка, физическим лицом

Данные кадастровой базы используются в большинстве операций с земельными ресурсами. Но чересчур завышенная оценка приумножает траты владельца.

Как опротестовать в 2017 году кадастровые сведения об участке земли? К важнейшим параметрам земли как объекта недвижимости относится кадастровая стоимость.

От зафиксированного значения зависят суммы налогов и иные расходы собственника.

Если оценка оказалась завышенной, по мнению владельца, то в его интересах ее уменьшить поскорее. Как кадастровая стоимость участка земли оспаривается в 2017 году?

Общие моменты

Кадастровая стоимость любого объекта недвижимости учреждается в результате государственной оценки. Сумма по кадастру примерно соответствует рыночной цене объекта, но иногда показатель оказывается завышенным или заниженным.

Такая разница обусловлена тем, что применяется метод массовой оценки. А вот специфические характеристики конкретного вида имущества особо не учитываются.

Значение кадастровой стоимости для собственника важно потому, что от этой суммы зависит величина выплачиваемого налога.

На основании этой оценки высчитывается арендная ставка, величина госпошлины при оформлении сделок с землей и т.д.

Несогласные с кадастровым расчетом собственники могут оспорить его через обращение в Росреестр или судебные органы.

Обсуждение нового норматива в СМИ и Интернете сводилось к мораторию на переоценку стоимости земель. Так возможно ли оспаривать кадастровую стоимость земель в 2017 году и как это сделать?

Что нужно знать

Кадастровой стоимостью объекта называется его цена в публичном эквиваленте. Фактически это усредненная цена, по которой можно продать имущество на рынке.

Расчет значения кадастровой стоимости в отношении земли осуществляется на основании удельного показателя стоимости и точной площади участка, посредством перемножения составляющих.

Изначально утверждалось местными органами власти решение касательно проведения оценки. Затем при взаимодействии с Росреестром организовывались публичные торги.

В них участвовали организации, обладающие лицензией на исполнение оценочной деятельности. С победителем торгов подписывался договор о массовой оценке участков.

При исчислении стоимостного показателя учитывались (и учитываются сейчас) такие параметры, как:

  • категория земель;
  • средняя стоимость на схожие участки по рынку;
  • месторасположение;
  • уровень благоустроенности земли.

Рассчитанные значения кадастровой стоимости утверждались и вносились в базу кадастрового учета. Установленное значение цены не менялось до проведения следующей оценки.

Назначение процедуры

Определение правильной кадастровой стоимости, прежде всего, необходимо в целях справедливого налогообложения.

Расчет земельного налога осуществляется исходя из цены конкретного участка. Поэтому государством утвержден пятилетний период переоценки земель.

Это позволяет актуализировать цену земли, поскольку заниженная стоимость ведет к недополучение налоговых платежей.

Также без знания кадастровой стоимости не обойтись при аренде или выкупе земли у государства. В подобных ситуациях размер арендной платы или выкупной цены исчисляется в процентном соотношении от кадастровой стоимости.

Но нужно ли собственнику участка оспаривать уже утвержденную оценку участка? Безусловно, поскольку именно собственник оплачивает все расходы, связанные с пользованием землей и ее содержанием.

Преувеличенная кадастровая стоимость вряд ли будет оспариваться госорганами, поскольку убытков она не несет, а переоценка потребует дополнительных затрат.

А вот собственнику при завышенной цене участка по кадастру придется платить больше налогов.

Когда земля арендуется или планируется ее выкуп, завышенная оценка может значительно увеличить расходы потенциального владельца. И все же желания самого собственника крайне мало для изменения оценки.

Вполне понятно, что уменьшение стоимости несет выгоду владельцу земли. Для оспаривания цены по кадастру потребуются веские основания и убедительные доказательства.

Нормативное регулирование

Источник: http://jurist-protect.ru/osparivanie-kadastrovoj-stoimosti-zemelnogo-uchastka/

Новости

В России планируется отказаться от лицензирования водных скважин, оборудованных на территории дачных участков.

Потребуется лишь пройти несложную процедуру регистрации.

Подробнее

Для обвиняемых по уголовным делам и их адвокатов вопрос, признавать ли свою вину во многом всегда остаётся моментом стратегического порядка и от того, насколько правильно он будет разрешён, зависит, уйдёт ли клиент из зала суда без наручников.

И вот 15 июля 2016 года вступил в силу блок поправок в Уголовный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях.

Подробнее

Поступило предложение от Минздрава РФ приравнять статус медперсонала к статусу полицейских.

Это предполагает изменение меры наказания за противоправные действия, совершенные в отношении к этим работникам, находящимся при исполнении ими их служебных обязанностей.

Подробнее

Недавно вступил в силу закон РФ, обязывающий нотариусов страховать свою профессиональную деятельность.

Сумма страховки составит пять миллионов.

Именно это, по мнению законодателей, убережет клиентов нотариальных контор от огромных финансовых потерь, возможных в случае роковой ошибки нотариуса.

Подробнее

С 1 сентября этого года жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) получили в России право возводить жилые здания с квартирами любых по размерам площадей.

Это стало возможным благодаря принятию соответствующей поправки в законодательство о жилье.

Подробнее

Согласно положениям нового закона, коллекторы будут обязаны соблюдать установленные правила работы и осуществлять деятельность легально.

А для тех, кто не смог удержаться в рамках закона, предусмотрена уголовная ответственность.

Подробнее

В условиях кризисного бюджетного финансирования многим госструктурам приходится изыскивать новые возможности пополнения казны.

Вполне ожидаемым оказалось решение министерства внутренних дел РФ поднять расценки на свои услуги.

Речь идет о повышении госпошлин на оформление загранпаспортов и водительских удостоверений.

Подробнее

Госдума РФ скоро может дать хороший импульс к развитию индивидуального жилищного строительства в стране.

Причем основой для таких значительных метаморфоз должны стать традиционные дачные участки.

Подробнее

Какие нововведения в законодательстве предлагаются для урегулирования ситуации с получением подарков служащими государственных учреждений.

Подробнее

Недавно был введен штраф за отказ в предоставлении какой-либо информации, требуемой по запросу адвоката.

Еще совсем недавно никому ни чем не грозило то, что он не отправил письмо либо же оно не попало в руки к адвокату, однако теперь каждое физическое и юридическое лицо, проигнорировавшее это, будет обязано заплатить штраф.

Подробнее

 

Источник: http://legalmap.ru/news/854/

Можно ли и как изменить кадастровую стоимость недвижимости? Порядок обжалования и пересмотра цены на объект

Далеко не всегда работники государственных ведомств, производящих оценку недвижимого имущества, оглашают ту кадастровую стоимость объекта, с которой согласится его владелец и пользователь.

На порядок завышенная цена, по сравнению с рыночной, создает дополнительные сложности для владельца, поскольку напрямую повышает и сумму обязательного налога. Могут ли корректировать кадастровую стоимость дома, квартиры или земельного участка? Каков регламент данной процедуры?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 .

Это быстро и !

Как изменить кадастровую стоимость недвижимости?

Кадастровая цена недвижимости, декларируемая в результатах государственной оценочной экспертизы, является прямым фактором влияния на рост налоговых и арендных платежей, обязательных для владельцев и пользователей имущественных объектов.

Логично, что в интересах последних – максимально корректные значения цены на недвижимое имущество, исходя из рыночных условий. Эти действия возможны в ходе изменений кадастровой стоимости.

Какими законами регламентируется?

Особенности расчета налога на объекты земли и строений, исходя из результатов кадастровой оценки, излагаются в Статьях 375, 390, 402 Налогового кодекса РФ.

Статья 390 НК РФ. Налоговая база

  1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
  2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно Федеральному закону №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 года, в случае несогласия граждан с результатами оценки, она может быть оспорена.

Такое право имеют две категории причастных к объекту недвижимости лиц: непосредственный владелец и арендатор, поскольку являются фактическими плательщиками налогов.

Согласно Федеральному закону №135-ФЗ, рассматривать возможность изменения кадастровой стоимости объекта в судебном порядке могут при наличии двух главных оснований – недостоверности информации об имущественном объекте, которая являлась определяющей в кадастровом ценообразовании, а также при отсутствии корреляции заявленных показателей с данными рыночной стоимости.

Для документальной фиксации данных оснований инициатор оспаривания установленной цены может подать запрос на информацию об имущественном объекте в кадастровое ведомство, а также заказчику на организацию оценочных процедур. В течение 7 дней данные ведомства обязаны предоставить исчерпывающий письменный ответ.

Способы обжалования

Период, который выделяется заявителю для оспаривания результатов оценки недвижимого имущества, напрямую зависит от варианта схемы его действий:

  • Вариант 1. Обращение в территориальную комиссию, которая занимается вопросами пересмотра оценочных экспертиз и корректировкой кадастровых ценовых показателей. Обжаловать неудовлетворительную цену своего имущества собственник (арендатор) может на протяжении 6 месяцев со дня получения кадастрового заключения. Срок начинает исчисляться с момента официальной публикации данных.
  • Вариант 2. Оспаривание кадастровой оценки объекта недвижимости в Арбитражном суде. На подачу искового заявления и подготовку документации владельцу объекта (арендатору) отводится 3 месяца.

Досудебный порядок обжалования результатов оценочной экспертизы – законодательно обязательный этап перед арбитражным процессом оспаривания стоимости объекта.

Первое, что нужно сделать в подготовке к обжалованию оглашенных результатов кадастровой оценки объекта – это поиск альтернативного, но авторитетного эксперта с соответствующей лицензией, который проведет независимую проверку и определит реальную рыночную цену объекта.

Его заключение станет одним из основополагающих документов в требовании, которое подаст заявитель в уполномоченные органы.

Куда обращаться?

Территориальная комиссия по вопросам пересмотра результатов кадастровой экспертизы – ведомство, куда законодательство предписывает обращаться для решения вопроса в досудебном порядке.

Документы, которые необходимо собрать:

  1. заявление собственника (арендатора) о пересмотре результатов кадастровой экспертизы имущественного объекта. Здесь же указывается одна из двух причин (согласно ФЗ №135):
    • недостоверность исходных данных;
    • несоответствие рыночной стоимости недвижимости.
  2. правоустанавливающий документ на объект недвижимости (Свидетельство о регистрации, договор купли-продажи, обмена, дарения, аренды);
  3. кадастровая справка, отображающая данные стоимости объекта, которые подлежат оспариванию;
  4. документы-подтверждения недостоверности данных, определяющих порядок значения стоимости объекта;
  5. отчет с информацией о рыночных ценах (подается в бумажной и электронной форме);
  6. резолюция независимого эксперта, содержащая альтернативную оценку объекта недвижимости, подготовлена в соответствии с законодательными нормами на основании отчета о рыночной стоимости.

Сроки рассмотрения заявления

30 дней – такой срок отводится территориальной комиссии по вопросам кадастровой экспертизы на рассмотрение дела, после чего принимается решение о повторной оценке имущественного объекта, либо же заявитель получает отказ. Последний вариант – повод обратиться в Арбитражный суд.

Поданный пакет документов с дополнением официального отказа комиссии прилагается к исковому заявлению, которое подается в канцелярию суда по территориальной привязке к оспариваемому объекту.

Приняв в течение 5-7 дней исковое дело к рассмотрению, по его итогам выносится решение, которое вступает в силу через 30 дней после оглашения.

Размер госпошлины за подачу искового заявления, согласно Ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, установлен в суммах 300 и 2000 рублей для физических и юридических лиц соответственно.

В каких случаях могут отказать?

Распространенная практика оспаривания кадастровой оценки – урегулирование вопроса в досудебном порядке. Однако, случаи отказа также нередки.

Среди главных причин отклонения запроса:

  • обращение с запросом со стороны неуполномоченного на данные действия лица;
  • отсутствие аргументации в объяснении оснований для корректировки стоимости: неполноценные документы отчета рыночной стоимости, или отсутствие подтверждений ошибочных исходных данных;
  • отсутствие лицензии на проведение оценочной экспертизы у привлеченного заявителем исполнителя;
  • обращение с заявлением после того, как истекает регламентированный период для совершения данных действий.

Особенности и нюансы

Специфику процесса корректировки кадастровой стоимости недвижимости определяет тот факт, что в случае одобрения запроса собственника комиссией или арбитражным судом, обновленные кадастровые данные будут актуализированы с начала календарного года, но не раньше, чем была зафиксирована стоимость объекта, которую и оспаривали.

В заключение добавим, что процедура изменения кадастровой стоимости имущественной недвижимости может быть успешно реализована для его владельца при соблюдении двух правил: тщательной подготовке документов и аргументации в них, а также привлечении квалифицированного экспертного оценщика недвижимости и юриста, который поможет обстоятельно представить исковую позицию.

Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше!

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/kadastr/stoimost-obekta/izmenenie.html

С 2018 года оспаривать кадастровую стоимость будут по-другому. придется немало потрудиться, если вы не довольны результатами кадастровой оценки

В 2017 году вступили в действие поправки, изменяющие порядок снижения кадастровой стоимости. Проект ознаменовал начало подготовительного этапа к внеочередной волне переоценки недвижимости, назначенной на 2020 год.

Не успели собственники привыкнуть к новой системе налогоисчисления, связанной с кадастровой стоимостью, как правительство подготовило поправки, которые вновь затрагивают область кадастра недвижимости. Напомним, что с 2014 года каждый объект недвижимости был оценён муниципалитетами, и его стоимость занесена в единый реестр.

Кадастровая стоимость необходима для любых денежных операций с собственностью. Из неё вычисляются:

  • налог (вместо старой инвентаризационной стоимости);
  • арендная ставка на землю;
  • стоимость выкупа земли.

Самое интересное, что оценка проводилась без участия граждан, т. е. ей занимались независимые эксперты, нанятые местными администрациями.

Кадастровая стоимость сама по себе в разы выше инвентаризационной, но многие собственники стали жаловаться на через чур завышенные показатели. Судебные заседания, связанные с оспариваем, проходят до сих пор.

Новые поправки призваны упростить этот процесс и навести порядок в области оценки.

Два главных изменения к 2020 году:

  1. Запланирована новая волна переоценок собственности. Ближайшие два года — это переходный период, который должен помочь гражданам разобраться в стоимости своей недвижимости и привести юридические дела в порядок.

    Согласно поправкам, с начала этого года за основу взята кадастровая стоимость, определённая на январь 2014 года или уменьшенная впоследствии через суд.

  2. Это изменение касается самой процедуры оспаривания стоимости.

    Раньше собственник должен был в досудебном порядке обратиться в комиссию, занимающуюся пересмотром кадастровой ставки. Если там отказывали в уменьшении показателя, то только после этого можно было подавать иск.

Для чего был придуман Многофункциональный центр «Мои документы» и какие операции он выполняет: МФЦ изначально — это посредник между собственником и государственными…# Кадастр недвижимости

Для подачи иска в суд, кроме вышеназванных документов, нужно приложить заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам.

Кто теперь будет оценивать стоимость?

Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков.

Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки.

Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов.

Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве. С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.

Для предотвращения нарушений прав граждан за новыми органами будет осуществлять надзор Росреестр.

Источник: https://gkai.ru/news/izmenenie-kadastrovoj-stoimosti.html

Кадастровая стоимость имущества физических лиц: особенности определения и перспективы пересмотра

06.06.2016

До недавнего времени при расчете налоговой базы для налога на имущество физических лиц применялась инвентаризационная оценка, в основу которой была положена стоимость создания объекта недвижимого имущества с учетом коэффициента износа. 

С 2016 г. налоговой базой для расчета налога станет кадастровая стоимость имущества, которая заменит собой принимавшуюся для расчета налога инвентаризационную стоимость. 

В пункте 3 «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» указано, что «целью введения нового налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества». 

Таким образом, подход законодателя заключается в применении в качестве налоговой базы для целей налогообложения стоимости, размер которой приближен к рыночной.

По сути своей, налогом облагается имущество как богатство, обладающее способностью принести его владельцу доход в процессе использования или его возможной реализации.

Рыночная стоимость является гарантией потенциальной платежеспособности владельца и мотивирует к эффективному распоряжению собственностью. 

Между тем, такой подход к пониманию кадастровой стоимости понятен для случаев использования имущества в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли и спорен для случаев использования имущества исключительно для проживания. Ведь в этом случае облагается факт обладания имуществом, т.е. капитал, а не чистый доход, который приносит имущество. Данная ситуация приводит, с одной стороны, к нарушению принципа налогового законодательства – все налоги должны иметь экономическое основание (п.3 ст. 3 НК РФ), с другой стороны, ведет к актуальному вопросу социальной справедливости налогообложения имущества жилого фонда. 

В стране имеется значительный фонд ветхого жилья, определенная часть которого приходится на центры крупных городов. Так, стоимость старой коммунальной квартиры в центре города по данным инвентаризационной оценки ничтожна мала, а по данным кадастровой – существенна. 

К примеру, в центре Москвы разрыв между рыночной и инвентаризационной стоимостью в ветхом жилом фонде, в среднем составляет от 20 до 40 раз. Для собственников подобного жилья даже при минимальной ставке налога после кадастровой оценки налог вырастет в 4-7 раз.

Возможна ситуация, когда одном и том же старом жилом доме в центре города квартира, отремонтированная за несколько миллионов рублей, и ни разу не видевшая ремонта, будет оценена одинаково. При этом если проживать в неотремонтированной квартире, предположим, невозможно, то платить налог владельцу жилья в любом случае придется. 

Кадастровая стоимость имущества определяется путем проведения субъектами Российской Федерации государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

В настоящее время на сайте https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuch2016/ ФНС России опубликован перечень 28 субъектов Российской Федерации, принявших решение о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы.

Кадастровая стоимость формируется в результате «массовой» оценки объекта, которая проводится независимы оценщиком, избираемым на конкурсной основе региональными и местными властями. 

Так, оценщику поступает перечень объектов, находящихся в государственном кадастре недвижимости.

Он выделяет отдельные группы объектов недвижимости для объектов по схожим ценообразующим и техническим характеристикам.

В зависимости от того, в какую группу попадает оцениваемый объект, определяется его кадастровая стоимость.

«Массовая» оценка, таким образом, исключает индивидуальный подход и не учитывает все особенности оцениваемого имущества (его состояние и уровень пригодности для проживания, преимущества и недостатки его расположения относительно инфраструктурных объектов и т.д.). Одновременно возникает существенный риск того, что по результатам такой оценки стоимость имущества может быть как в разы завышена, так и занижена. 

Проводить государственную оценку разрешено не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года (а для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – не чаще одного раза в два года).

После завершения оценки региональные и муниципальные администрации утверждают ее результаты и передают их в управление Росреестра. 

Узнать кадастровую стоимость можно на сайте Росреестра в сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» https://rosreestr.ru/site/.

Кадастровая стоимость имущества должна быть приближена к его рыночной стоимости, в связи с чем, исчисление налога по кадастровой стоимости повлечет увеличение суммы налога.

Источник: https://www.pgplaw.ru/news/article/the-cadastral-value-of-the-property-of-individuals-peculiarities-of-definition-and-prospects-for-rev

Публикации

Тема оспаривания кадастровой стоимости земельных участков остается актуальной на протяжении многих лет.

Столь высокий интерес связан с тем, что кадастровая стоимость земельного участка напрямую определяет размер налоговой базы для исчисления земельного налога к уплате в бюджет, а также в ряде случаев влияет на сумму арендной платы и выкупной стоимости такого земельного участка. Успешное оспаривание кадастровой стоимости земельного участка позволяет уменьшить сумму земельного налога, размер арендной платы и выкупной стоимости земельного участка в несколько раз.

Суть оспаривания кадастровой стоимости земельного участка сводится к установлению данной стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ.

Процедура установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, если не заострять внимание на различных юридических аспектах данной процедуры, предполагает следующий порядок действий:

1. Определение (оценка) размера рыночной стоимости земельного участка с привлечением профессиональных оценщиков. При этом рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

2. Досудебное оспаривание кадастровой стоимости.

В случае, если кадастровая стоимость земельного участка оспаривается юридическим лицом, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предполагает обязательное досудебное обращение с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре.

Обращение в комиссию возможно в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 1 месяц с даты поступления заявления в комиссию.

Досудебная процедура является обязательной исключительно для юридических лиц. Оспаривание кадастровой стоимости физическими лицами допускается «в обход» данного досудебного обращения, непосредственно в судебном порядке.

3. Обращение с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный месячный срок.

С 15 сентября 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), глава 25 которого регламентирует процедуру рассмотрения дел по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 15 ст.

20 КАС административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения, областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость

В нашем регионе данные дела уполномочен рассматривать Кемеровский областной суд.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

По итогам рассмотрения административного искового заявления суд выносит решение, которое вступает в законную силу спустя месяц после изготовления решения в полной форме.

Как правило, к этому моменту орган кадастрового учета уже вносит в государственный кадастр новую кадастровую стоимость самостоятельно.

В случае, если этого не произошло, с момента вступления решения суда в законную силу заявитель вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, который сможет предъявить в орган кадастрового учета либо в отдел службы судебных приставов-исполнителей для понуждения органа кадастрового учета к совершению действий по внесению новой кадастровой стоимости в кадастр.

1.2. Кадастровая стоимость и налоги: с какого момента можно применять новую (оспоренную) кадастровую стоимость для целей налогообложения в 2016 году?

До недавнего времени в законодательстве никак не был определен момент, с которого налогоплательщик может использовать измененную кадастровую стоимость в целях определения налоговой базы по земельному налогу.

Решение на этот счет было сформировано сложившейся судебной практикой.

Так, применение рыночной стоимости земельного участка, установленной арбитражным судом или комиссией, в целях исчисления земельного налога допускалось только с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором соответствующее решение вступило в законную силу.

Соответственно, если сроки рассмотрения дела об оспаривании кадастровой стоимости и вступления решения суда в законную силу тянулись достаточно долго, то налогоплательщик мог использовать новую кадастровую стоимость в целях налогообложения лишь спустя год, а то и более продолжительный срок с момента обращения в суд. Инициировав спор в 2012 году, а завершив его в январе 2013 года, налогоплательщик мог применить новую стоимость лишь с 2014 года.

Подобный подход явно противоречил здравому смыслу и интересам налогоплательщика, поскольку ставил его в невыгодные условия по весьма формальным основаниям.

Впрочем, стоит отметить существование иной судебной практики, согласно которой использование новой кадастровой стоимости в целях налогообложения допускалось не в указанном выше порядке, а с квартала, следующего за кварталом, в котором решение об установлении кадастровой стоимости вступило в законную силу. Однако, данный способ осложнен судебным спором с налоговыми органами, которые не признают правомерность перерасчета земельного налога за часть налогового периода, несмотря на то, что кадастровая стоимость земельного участка изменилась еще во втором квартале налогового периода.

Новый подход, сформированный на уровне законодательства, кардинально меняет порядок определения момента, с которого возможно использование кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения.

Первые изменения в данном вопросе произошли на уровне Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции от 21 июля 2014 года..

Так, согласно пункту 24.20.

Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в указанной редакции, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, предусмотренном данным законом для ее оспаривания, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, данное нововведение позволяет пересчитать земельный налог, исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату подачи заявления об оспаривании.

Впоследствии данный подход также нашел отражение в Налоговом кодексе РФ, в редакции от 29 декабря 2014 года, действующей с 01 января 2015 года, за исключением отдельных положений.

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ в указанной редакции, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Данные положения применяются к отношениям, возникшим после 01 января 2015 года.

Таким образом, с 2015 года законодатель позволяет пересчитать земельный налог с 01 января того года в котором было подано заявление в комиссию или суд и исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату подачи определения кадастровой стоимости.

Данные нововведения, безусловно, являются положительными, поскольку новый подход в большей мере отвечает интересам плательщиков земельного налога, является более выгодным в сравнении с подходом, утратившим актуальность.

На заметку налогоплательщику

  • В случае успешного оспаривания кадастровой стоимости земельного участка уточненную налоговую декларацию по земельному налогу следует подавать не ранее момента внесения органом кадастрового учета новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
  • В ходе 2014 года в Кемеровской области была произведена переоценка кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения. Результаты этой переоценки были утверждены региональным комитетом по управлению госимуществом и действуют с 01 января 2015 года.
  • В ноябре ноября 2015 года опубликовано решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области. Для расчета земельного налога новые данные будут использовать с 1 января 2016 года.

Из всего этого следует, что для оспаривания кадастровой стоимости земельных участков сейчас самое время. Артем Устинов, юрист компании «ЮрИнвест»:

Если Ваша компания столкнулась с проблемой завышенной кадастровой стоимости, земельный налог либо арендная плата выросли в несколько раз, а выкупная стоимость земельного участка стала далека от рыночной, то мы готовы предложить свои услуги по снижению кадастровой стоимости. Мы готовы оказать правовую поддержку на стадии предварительной оценки реальной рыночной стоимости, рассчитать экономическую выгоду от планируемого снижения, а также сопроводить проект на досудебном (комиссионном) или на судебном этапах.
Будем рады видеть Вас среди наших клиентов. За более подробной информацией Вы может в любой момент обратиться к нашим специалистам. Вы также можете отправить заявку на консультацию непосредственно с нашего сайта.

Источник: http://yurinvest.ru/publikacii/kadastrovaya_stoimost_novye_pravila_resheniya_staryh_problem/

60 квадратных метров
Добавить комментарий